- Ересь да ощера несогласно живут.
- Лоскут на ворот, а кнут на спину (о раскольниках при Петре I).
- Расползлись, как слепые щенята от матери (о раскольниках).
- Что мужик, то вера; что баба, то устав (о раскольниках).
- Что дом, то содом; что двор, то гомор; что улица, то блудница (о раскольниках).
- Макушки стрижены, усики не тронуты (о раскольниках).
- Он молится образу св. предтечи в шерсти (о раскольниках).
- По старой вере, да по новой моде (о раскольниках).
- Поп, да переделанный (или: исправленный, переправленный).
- Во Ржеве и в горшке крестят (насмешка о раскольниках).
- Образ божий не в бороде, а подобие не в усах.
- Борода - трава, скосить можно.
- Кто курит (или: нюхает) табачок, тот Христов мужичок.
- В скитах, да в тех же суетах (о раскольниках).
- У святых отцов не найдешь и концов.
- Прости Христа ради за прошлое, да и напредки тож.
- К вам старик во двор, а и где вы? - В часовне часы читаем.
- Ой вы, матери-келейницы, сухопарые сидидомицы!
- К вам молодчик во двор, а и где вы? - По кельям лежим.
- Всяк крестится, не всяк молится.
- Кто всуе бога призывает, всуе свой век проживает.
- Черные ризы не спасут, а белые не погубят.
- Аминь, аминь - а головой в овин (т. е. на распутство).
- Это игумен вокруг гумен. Такой игумен, что ходит по гумнам.
- И черт под старость в монахи пошел.
- Не всяк монах, на ком клобук.
- Пойду в монастырь, где много холостых.
- Близко церкви, да далеко от бога.
- Колокольный звон не молитва (а крик не беседа).
- Не авраамься, не исаакся, не иаковься (т. е. не ханжи).
- Не для Иисуса, а ради хлеба куса.
- Не для хлеба куса, ради самого Иисуса.
- Хоть долбилом, хоть кадилом, а хлеба (или: деньгу) добыть.
- Иной по две обедни слушает, да по две души кушает.
- Часто (или: густо) кадишь - святых зачадишь (или: задымишь).
- Что больше народу в церкви, то он (ханжа) выше руку заносит.
- Больно свято звонишь: чуть на небе не слышно.
- Спереди - блажен муж, а сзади - вскую шаташася!
- Спасается, а кусается. Богослов, да не однослов.
- Есть деньги - так в свайку, нет денег так в схиму.
- Со спаса дерет, да на Николу кладет.
- Он и богу-то норовит угодить на чужой счет.
- Церковь грабит, да колокольню кроет.
- Шасть, на божью часть.
- Не строй семь церквей, пристрой семь детей (т. е. сирот).
- Пост приводит ко вратам рая, а милостыня отворяет их.
- Нам не гоже, так вот тебе, боже!
- Божница домашня, а совесть продажна.
- Ох, мой бог, болит мой бок девятый год, не знаю, которое место!
- Свят муж: только пеленой обтереть, да в рай пустить.
- Борода апостольская, а усок дьявольский.
- Лучше не понедельничать, да не бездельничать. Бес хлеба не ест, да не свят.
- Смиренен духом, да горд брюхом.
- Молока не хлебнет в пятницу, а молочнице и в великую субботу не спустит.
- Ну, порося, обратись в рыбу карася (сказал монах).
- Он не кот, молока не пьет, а от винца не прочь.
- Искусство - половина святости. Уменье - половина спасенья.
- Свят, свят, да не искусен (т. е. уличился в ханжестве).
- Каков бог, такова ему и свеча.
- Читает: "Да будет воля твоя!", а думает: "Когда б то моя!"
- Хоть бы та избушка сгорела, в которой я заговела!
- Утаи, боже, так, чтобы и черт не узнал!
- Добрый вор без молитвы не украдет.
- Ладан на вороту (т. е. в ладанке), а черт на шее.
- Великий учитель! Пролог наизусть.
- Колокол в церковь сзывает, а сам в церкви не бывает.
- Украв часовник (часослов), да: "Услыши, господи, молитву (правду) мою!"
- Господи, прости, в чужу клеть пусти; пособи нагрести да и вынести!
- Помилуй, господи! а за поясом кистень.
- Пошла бы в монастырь, да много холостых (т. е. жаль их).
- Мы, кого обидим, того зла не помним.
- Волк в овечьей шубе (или: шкуре). Волк в овчине.
- Волк и в овечьей шкуре не укроется. Знать волка и в овечьей шубе (шкуре).
↑